Святитель Феофан Затворник
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
«Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф.5, 14), эти евангельские слова говорят о действии благодати Божией в жизни праведника, коим и является Святитель Феофан Затворник. Святость жизни возвысила его над окружающим миром, и многие люди стремятся к нему, находя себе утешение и отраду.
Родился Святитель Феофан в 1815 году, а тогда в миру его звали Георгий Васильевич Говоров, в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии. Отец его был священником, мать происходила также из священнической семьи. Родители воспитывали сына в духе благочестия и любви. Заботясь о развитии и начальном образовании ребенка, они смогли привить ему интерес и любовь к церкви, Богослужению и молитве. В 1823 году Георгий поступил в духовное училище города Ливны, затем был переведен в Орловскую духовную семинарию, по окончании которой был направлен в Киевскую духовную академию. Отличительными чертами Георгия Говорова как студента, кроме интереса к изучению преподаваемых дисциплин и в особенности к психологии, были скромность, честность, благонравие, исправность в отношении к своим обязанностям, любовь к Богослужению, склонность к уединению и трудолюбию.
Во время обучения в академии после долгих размышлений и тяжелой душевной борьбы, Георгий избирает для себя монашеский путь. 1 октября 1840 года он подаёт академическому начальству прошение о пострижении в монашество, в котором писал: «Имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединенной жизни, я, чтобы соединить то и другое на предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь свою монашескому званию». При постриге он получает имя Феофан, что значит «Богом явленный».
В апреле того же года совершается хиротония инока Феофана сначала во иеродиакона, а затем в иеромонаха. В этом же году отец Феофан заканчивает академию со степенью магистра. Его курсовое сочинение на тему «Обозрение подзаконной религии» в числе лучших работ было направлено в Синод на рассмотрение, где были отмечены даровитость и трудолюбие отца Феофана.
Далее в жизни батюшки наступает период педагогической работы и пастырского служения. В 1841 году иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, а в 1842 году – инспектором Новгородской семинарии. Здесь начинают проявляться те отличительные черты его индивидуального стиля деятельности, которые будут характерны для любого этапа служения на ниве Христовой. Прежде всего отец Феофан заботится о воспитании вверенных ему семинаристов и о духовном состоянии своей паствы. Эта забота выражается в том духе христианской любви, доброты и кротости, с которой он относится к людям. «Воспитатель, - писал он, - должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых». В воспитательной работе отец Феофан не пользовался философско-теоретическими построениями, а опирался на реальный аскетический и психологический опыт святых отцов.
После кратковременного преподавания в Петербургской духовной академии иеромонах Феофан отправляется в Иерусалим в составе Духовной Миссии. Святая Земля имела для него огромное духовное и нравственное значение. Здесь он посещает древние монастыри, святые места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, изучает древние рукописи святых отцов. Знакомится с афонскими старцами, способствовавшими движению его духовной жизни. Начавшаяся в 1855 году Крымская война вынудила Россию отозвать членов Русской Духовной Миссии.
За труды в Миссии иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и назначен в Петербургскую духовную академию бакалавром на кафедре Канонического права, а через полгода на должность ректора Олонецкой духовной семинарии. Здесь, по причине неустроенности, ему приходится заниматься кроме возрождения духовной жизни также строительством самого здания семинарии, а также вести борьбу с существовавшим там расколом.
В 1856 году отец Феофан вновь был отправлен за границу, а именно в Константинополь на должность настоятеля посольской церкви. Здесь опыт и усердие отца Феофана пригодились в его содействии устранению распри между греками и болгарами, а также в заботе о русских моряках и паломниках.
С 1857 года архимандрит Феофан занимает должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии, где посещает лекции профессоров. Присутствует на экзаменах, следит за ходом учебного процесса. Также он занимается редакторской и богословской работой, публикуя свои сочинения в академическом журнале «Христианское чтение».
В 1859 году Император Александр Второй наградил отца Феофана орденом святого князя Владимира III степени.
Вскоре в жизни архимандрита Феофана открывается новый этап служения Церкви Христовой и её народу – служение в епископском сане. В 1859 году состоялась его хиротония во епископа Тамбовского и Шацкого в Александро-Невской Лавре. В речи при наречении во епископа отец Феофан сравнивет свою жизнь и разнообразную деятельность с шаром, без грохота и шума катящимся туда и сюда, по направлению сообщаемых ему ударов. Батюшка выразил свою покорность Воле Божией, своё смирение и недостоинство, а также сообщил о сердечном желании искать высших подвигов добродетели.
После четырех лет служения он был переведён на более древнюю и сложную Владимирскую кафедру. В сане епископа весь его накопленный опыт в области духовных, естественных, исторических и других наук помогли не только управлять епархией, но и осуществлять духовное руководство и помощь. На службы возглавляемые епископом Феофаном стекалось множество людей, чтобы участвовать в совместной молитве и услышать его глубоко назидательные поучения. Также владыка неоднократно предпринимал поездки в те районы, где существовал раскол, и на проповедях разъяснял людям ошибочность и вредоносность отделения от Церкви Христовой.
Несмотря на столь активную деятельность, святитель Феофан все последние годы жаждал уединенной жизни в непрестанной молитве. И вот после двадцатипятилетнего служения Церкви он решил оставить управление епархией. В 1866 году святейший Синод удовлетворил его прошение и направил его в Вышенскую пустынь. В своем письме митрополиту Исидору епископ Феофан писал: «Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, и полезный и нужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». Обосновавшись в Успенской Вышенской пустыни Тамбовской епархии епископ Феофан участвует в монастырском Богослужении, много времени уделяет литературно-богословским трудам, принимает приходящих посетителей. Но вскоре он полностью уходит в затвор, ограничив круг своего общения несколькими людьми: духовником и келейником. Также в своих кельях он оборудовал небольшую церковь, где ежедневно совершал литургию. Жизнь Святителя проходила в Богослужении и молитве, духовных и телесных подвигах, написании богословских трудов и перепиской со своими духовными чадами. Обширны и глубоки творения Святителя Феофана. Главной их темой является объяснение пути спасения во Христе. По содержанию его сочинения разделяются на три раздела: поучения, толкования и переводы. Особой ценностью обладают труды Святителя по христианской нравственности, где разъясняются основы святоотеческой психологии. Вот перечень некоторых его трудов: «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения» и другие.
Такая высокая подвижническая жизнь с постоянным вниманием к своей душе, трезвением, позволили достичь подвижнику высокой степени духовного совершенства и стать образцом веры и благочестия. Но ведя столь святую жизнь епископ Феофан имел истинно христианское смирение и не считал себя в какой-то мере похожим на древних подвижников.
Чувствуя приближение кончины Святитель спокойно и с надеждой на Бога ждал её приближения. 6 января 1894 года, в день престольного праздника своего келейного храма, епископ мирно отошел ко Господу.
С нами же остались его слова, назидания и конечно же молитвенное предстательство у престола Божия о всех просящих его помощи.
Назад к списку