Храм Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, село Николо-Трестино - Преподобный Серафим Саровский
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Преподобный Серафим Саровский

От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

1 августа Православная Церковь отмечает обретение мощей преподобного Серафима Саровского.   Годы жизни святого -  1754-1833. В наш XXI век имя  этого человека, жившего около двух столетий назад, настолько знакомо людям, что когда мы говорим о серафимовом правиле, сухариках от батюшки Серафима или канавке, каждый православный знает, о чем идёт речь. При упоминании о преподобном Серафиме Саровском в памяти возникает образ согбенного старца с сияющим  ликом,  обращающегося с любовью к приходящим людям «Радость моя, Христос воскресе!» Современные паломники, приезжающие в Дивеево и посещающие места, где жил преподобный, свидетельствуют об особенном мире этих мест, до сих пор хранящих тепло любящей души святого угодника Божиего.  

Родом преподобный Серафим был из Курска из семьи Исидора и Агафии Мошниных.  Отец его был строителем храмов и вскоре умер, не закончив строительство. Агафии пришлось самой управлять стройкой. Однажды, когда она с младшим сыном Прохором (будущим преподобным Серафимом) была в строящемся храме, мальчик упал с колокольни.  Когда она в ужасе спустилась к мальчику, то он оказался невредимым. Этот чудесный случай стал звеном целой цепи событий помощи Божией и покровительства  Богородицы в жизни святого, который во всём полностью полагался только на Бога и Его Матерь. Вскоре, уже в отрочестве, заболев тяжелой болезнью, Прохор получил исцеление от иконы Знамения Пресвятой Богородицы, которую крестным ходом проносили мимо дома Мошниных.

Возможно  благочестивая христианская жизнь, воспринятая отроком от родителей, а также   привычка доверять Промыслу Божиему, проверенная на собственном опыте и получили своё закономерное продолжение в решении Прохора избрать себе монашеский путь. Агафия поняла стремление сына и благословила его на монашество крестом, который он носил на груди до конца своей жизни.

Отправившись в пешее паломничество из Курска в Киево-Печерскую лавру, Прохор получил благословение от старца Досифея на избрание местом своих дальнейших трудов во спасение души Саровскую пустынь. 20 ноября 1778 года,  в возрасте двадцати четырех лет Прохор поступает  в монастырь послушником. В то время там был настоятелем отец Пахомий, который по-отечески принял его и назначил ему духовника старца Иосифа.  Затем начались монастырские будни. Новый послушник старался тщательно исполнять обязанности, полностью загружая себя работой. Он нёс послушание келейника, пономаря, пёк хлеб, просфоры и занимался столярным или кузнечным послушанием, постоянно при этом совершая Иисусову молитву. Также взяв благословение старца, Прохор по примеру других монахов удалялся в лес для уединенной молитвы.

Вскоре он заболел тяжелой болезнью водянкой, которая  длилась около трех лет, в течении которых его духовник и другие монахи ухаживали за ним. Когда же они хотели вызвать врача, то Прохор сказал, что полностью полагается на «Истинного Врача душ и телес – Господа нашего Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь… » и просит о причащении Святых Христовых Таин. Вскоре после причастия ему явилась в видении Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Указав на Прохора Богородица сказала: «Сей от рода нашего» и коснулась своим жезлом бока болящего. Вся жидкость, скопившаяся в теле Прохора, постепенно вытекла через образовавшееся отверстие и он выздоровел. На месте явления  была построена церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

После восьми лет нахождения в монастыре  в 1786 году Прохор принимает монашеский постриг с именем Серафим, что значит «пламенный». При посвящении во иеродиакона, а затем и в иеромонаха, он совершал ежедневные службы, после которых следовало келейное молитвенное правило, что совершенно не тяготило преподобного, так как он жил молитвой и горел пламенной любовью к Богу.

Вскоре умер настоятель обители отец Пахомий, перед своей смертью благословив иеромонаха Серафима на подвиг  пустынножительства. Заручившись также благословением нового настоятеля обители, отца Исаии, подвижник поселяется в уединенной келии, расположенной в нескольких километрах от монастыря в глухом лесу. Здесь свой образ жизни он проводит по примеру  монахов древних пустынных обителей. Основное время посвящается уединенной молитве, чтению Святого Евангелия, святоотеческой литературы и Богослужебных книг.  Около келии преподобный сделал небольшой огород и  устроил пчельник. Питался он овощами с огорода, хлебом, собирал в лесу траву сныть и другие травы, проводя жизнь в строгом посте.  Часто Серафим Саровский делился своей пищей с лесными зверями и птицами. Так приходил  к нему огромный медведь, которого преподобный угощал монастырским хлебом. Чувствуя святость подвижника, медведь в его присутствии становился ручным.    

Продолжая свою отшельническую жизнь, иеромонах Серафим начинает терпеть «мысленную брань», для борьбы с  которой он после дневной молитвы в келье, идёт ночью молиться на большом камне в лесу, повторяя молитву мытаря « Боже, милостив буди мне грешному».  Так он совершает молитву тысячу дней и ночей. После этого его ожидает серьёзное искушение в виде нападения разбойников, хотевших найти в келье подвижника деньги. Они нанесли преподобному тяжелые увечья ударами обуха его же топора, которым тот не воспользовался, помня евангельские слова «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф.26, 52). Избив святого, они обыскали всю келью  и не нашли там ничего, кроме иконы и пары картофелин. Еле живой, подвижник  добирается на утро до стен монастыря. Приехавщие врачи выразили удивление тому, что после таких серьёзных травм преподобный Серафим остался жив. Но Божия Матерь не оставила его и явившись в тонком сне коснулась головы болящего и исцелила.

По прошествии времени иеромонах Серафим вновь вернулся в свою лесную келию, совершенно не держа обиды на  разбойников и прося не наказывать их. Затем старец принял на себя обет молчальничества, не отвлекаясь от беседы с Богом никакими суетными разговорами. Если ему по дороге встречался какой-то человек, то преподобный падал на землю, закрывая лицо руками. Только видя детей, старец выходил к ним и угощал сладкой морковью со своего огорода.

После пятнадцатилетнего пребывания в пустыни, подвижник по предложению настоятеля и братии возвращается в монастырь и к подвигу молчания добавляет ещё и затвор, то есть полностью предаётся молитве и Богомыслию. Таким образом очистив свою душу, преподобный Серафим обретает дар прозорливости и чудотворения. По велению Божией Матери, явившейся ему в сонном видении, преподобный выходит из затвора и посвящает себя служению страждущим людям, которые приходят к нему за помощью, молитвенной поддержкой и духовным руководством. Всех он встречает со словами «радость моя, сокровище моё, Христос воскресе!», беседует с людьми, исповедует, утешает и даёт в благословение просфору, святую воду или сухарики.  

Часто паломники встречали старца с котомкой за плечами, в которой лежали камни. На вопрос о причине этого преподобный отвечал: «Томлю томящего мя». То есть: «Продолжаю бороться с нечистым духом».

 В эти годы преподобный Серафим много заботится о устроении Дивеевской женской обители. В видении старец видел как божия Матерь своими «стопочками» (ступнями) обошла вокруг обители, и по Её следам преподобный повелевает сестрам вырыть канавку, по которой и сейчас проходят паломники, обращаясь с молитвой к Богородице.

Незадолго до своей кончины старец сподобился ещё одного посещения Божией Матери, которая долго беседовала с ним. 1 января 1833 года подвижник причастился Святых Таин, простился и благословил братию и вскоре стоя в келии на молитве перед иконой Божией Матери мирно отошел ко Господу.

 Перечитывая страницы жития преподобного Серафима удивляешься насколько точно этот подвижник, живший около двух столетий назад, сформулировал один из главных христианских жизненных принципов:  « Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». Не стремись спасти хотя бы кого-то из своих близких или дальних, не бунтуй против несправедливости этого мира, а работай над собой, пытайся сам стать носителем этого мирного духа       и только тогда сможешь повлиять на других.

А обрести этот мирный дух можно с помощью тех средств, которыми пользовался святой в своей жизни. В беседе со своим другом и духовным чадом Николаем Александровичем Мотовиловым о цели христианской жизни преподобный Серафим сказал такие слова: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего».


Назад к списку